Если вы спросите пожилых и опытных водителей, как лучше всего экономить топливо, они скажут вам, что это накатом. Подобное мнение было принято еще в прошлом веке, когда по дорогам России ездили в основном русские, восточногерманские и чешские автомобили, с технологиями двигателей, часто рожденными еще до Второй мировой войны. Однако актуально ли это понимание сегодня, когда используются куда более совершенные моторы?
Во-первых, следует уточнить, что накат применяется в автомобилях с механической коробкой передач. С АКПП переключение на N во время движения не рекомендуется, так как есть огромный риск повредить коробку, а ремонт этих аппаратов очень дорог.
Сторонники движения накатом убеждены, что замедление в движении позволяет экономить топливо. Это утверждение они мотивируют тем, что в этом случае обороты двигателя ниже и, соответственно, расход топлива минимален. Для двигателей с карбюраторами это рассуждение вполне справедливо, но не для агрегатов с электронной системой подачи топлива.
Инжекторные двигатели, вошедшие в массу в 80-х годах прошлого века, работают по несколько иному принципу. В нейтральном положении они используют топливо для поддержания холостого хода. В то время как при прекращении подачи газа потребление полностью прекращается.
То же самое происходит и с карбюраторами, оборудованными экономайзером, служащим для перекрытия доступа бензина через жиклер холостого хода карбюратора. Он состоит из электронного блока, получающего информацию от датчика о положении педали газа и после оборотов двигателя, а также электромагнитного клапана, закрывающего жиклер в режиме принудительного холостого хода.
Итак, в итоге получается, что с современными автомобилями, технически более совершенными, попытки сэкономить топливо за счет отключения во время движения бессмысленны. Гораздо эффективнее просто убрать ногу с педали газа. Более того, движение на нейтральной передаче скрывает опасность слететь с дороги.
Поэтому гораздо лучше полагаться на другие способы экономии топлива. Самое главное — изменить стиль вождения, избегать резких ускорений и остановок, а также соблюдать дистанцию. Если в автомобиле установлена механическая коробка передач, рекомендуется часто смотреть на тахометр, чтобы выбрать правильную передачу. Также необходимо соблюдать ограничения скорости – движение со скоростью более 90 км/ч увеличивает расход топлива.
Не следует пренебрегать и техническими осмотрами автомобиля. Их делают раз в год, но водителю полезно заглядывать под капот и чаще, и важно проверять работу тормозов и давление в шинах. Они также влияют на расход топлива.